Государственное предприятие «Укроборонсервис» готовит к ведомственным испытаниям новый отечественный образец вооружения - мобильный минометный комплекс, который пока носит весьма сухое название UKR-MMС. Впервые концепцию самоходного миномета на базе бронеавтомобиля «Барс-8» «Укроборонсервис» продемонстрировал еще года назад. Сегодня у госпредприятия появился зарубежный партнер. Новая разработка – соединение опыта и практики специалистов двух структур – ГП «Укроборонсервиса» и испанской компании Everis Aeroespacial у Defensa S.L.U. О деталях проекта агентству Defense Express рассказал заместитель генерального директора ГП ««Укроборонсервис» Денис Шарапов.
- Денис Александрович, что представляет собой новый минометный комплекс?
- Работы в этом направлении предприятие ведет давно, и предварительные результаты были представлены еще в 2016 году на выставке «Зброя та безпека». Нынешний этап – это автоматизированный мобильный минометный комплекс UKR-MMС, который воплотил в себе наиболее эффективные решения в ответ на потребности военных с учетом современных конфликтов. Это отсутствие сплошных линий фронта, повышение роли тактических подразделяй на поле боя, необходимость борьбы с выявленными целями в ограниченное время. Поэтому комплекс должен иметь возможности поразить цель, с высокой точностью и в минимальное время, быстро свернуться и выдвинуться на новую позицию для выполнения следующей огневой задачи. Все это реализовано в автоматизированном мобильном минометном комплексе UKR-MMС, который, как и его прототип размещается на мобильной бронированной платформе «Барс-8». Мобильность, точность, интуитивность управления, модульность построения – все это воплощено в UKR-MMС.
- Какова структура и основные тактические возможности комплекса?
- Мы создавали UKR-MMС, в первую очередь, как высокоточное средство огневой поддержки мотопехотных подразделений уровня рота-батальон. Основными составляющими элементами мобильного минометного комплекса являются система управления огнем, аппаратура управления, механизм приведения в боевое положение и наведения миномета, непосредственно сам миномет – точнее, его ствол. Все это, включая боекомплект, размещается на боевой машине, которая способна самостоятельно выполнять боевые задачи.
Боевая машина оснащена автоматизированной цифровой системой управления огнем. Для наведения используются механизмы и приводы, управляемые СУО. Время готовности к стрельбе из походного положения - 35 секунд. Время переведения из боевого положения в походное - не более 25 секунд. Максимальная дальность стрельбы из штатного миномета 2Б11 при использовании штатных боеприпасов - до 7,2 км. Опытный расчет может обеспечить скорострельность до 12 выстрелов в минуту. В укладках боекомплекта бронированной машины помещается до 60 мин. Экипаж боевой машины состоит из трех человек, один из которых – механик водитель.
Но, естественно, наиболее эффективно использовать подвижные минометы в составе минометной батареи, где обеспечивается весь цикл боевого управления – начиная от обнаружения цели.
- Как решены задачи по автоматизации управления оружием?
- Быстрота применения и точность поражения целей достигается техническими и программными решениями. Комплекс оснащен компьютеризированной системой управления огнем. Расчет на дисплее видит потенциальные цели, причем эта информация обычно предоставляется из внешнего источника. Наведение выполняется автоматически с использованием компьютеризированного устройства наведения. Таблицы для стрельбы, данные от геоинформационной системы и данные о целях хранятся в компьютере СУО каждой боевой машины, которые оборудованы датчиками GPS, ориентации и возвышения, а также метеостанцией.
При выходе на огневую позицию и остановке боевой машины обеспечивается ее автоматическая топографическая и курсовая привязка, приведение системы в боевое положение; автоматический расчет установок для стрельбы; наведение миномета на цель; восстановление параметров наведения ствола после выстрела; корректировка огня по данным, полученным от корректировщика или оператора беспилотного авиационного комплекса. После чего отдельный расчет или взвод быстро покидает позицию для предотвращения поражения ответным огнем.
Для управления комплексом разработан продуманный и простой программный интерфейс. Грубо говоря, большинство операций осуществляются нажатием одной кнопки. Простота устройства и доступность органов управления сокращает время на обучение расчета комплекса, что немаловажно в наших условиях. Не менее важно и то, что автоматизированная система управления огнем легко интегрируется в системы управления, которые есть у Заказчика.
- В вашем комплексе UKR-MMС, по сравнению с прошлогодней версией минометного «Барса-8», применена совсем иная конструкция разворачивания миномета и конструкция опорной плиты. В чем ее особенность?
- Механизм приведения в боевое положение и наведения миномета и опорная плита – важные узлы, которые разработаны нашими испанскими партнерами.
При транспортировке миномет укладывается в горизонтальном положении, а для стрельбы он при помощи пневматической системы разворачивается назад. Углы горизонтального наведения составляют ± 60°, вертикального наведения от 45° до 90°, наведение миномета осуществляется при помощи электромеханических приводов. Также есть резервный режим ручного дублирования, который используется в случае повреждения системы в бою. Опорная плита 120-мм миномета, устанавливаемого на задней платформе машины, передает силы отката на грунт. Это авторская разработка наших партнеров и она имеет ряд интересных конструкционных решений. После проведения выстрела при помощи механизма миномет может быть свернут и подготовлен к транспортировке за несколько секунд.
Механизм приведения в боевое положение и наведения миномета интересен также тем, что в нем могут устанавливаться стволы минометов калибров от 81 мм до 120 мм. Но наиболее эффективны минометы калибра 120 мм, как удачный компромисс между весовыми и габаритными показателями и огневой мощью.
Конструкция системы позволяет устанавливать её на шасси грузоподъемностью от 1,5 тонн без его усиления и значительных доработок. Это могут быть пикапы 4х4, бронированные автомобили 4х4, грузовые автомобили, гусеничные и колесные бронетранспортеры. Нами разработано несколько версий таких решений для экспортных заказчиков.
- Какова оптимальная тактика применения комплекса?
- Комплексу UKR-MMС под силу решение всего спектра боевых задач в условиях гибридных войн и локальных конфликтов низкой интенсивности. Комплекс может обеспечить поддержку наступающих мотопехотных частей и подразделений в наступлении и обороне, подавить навесным огнем средства противника, расположенные за естественными или искусственными укрытиями, поддержать артиллерийским огнем действия рейдовых групп, уничтожать диверсионно-разведывательные группы противника, применяться при борьбе с мобильными террористическими группами.
В Вооруженных силах Украины комплекс UKR-MMС, надеюсь, найдет место в боевом порядке Сухопутных войск, Высокомобильных десантных войск, Силах специальных операций. Также как отечественного заказчика мы рассматриваем Национальную гвардию и Госпогранслужбу. Но, прежде нас ждут испытания комплекса в условиях украинских реалий. Мы провели конференции и совещания с военными, учитывая их специфику задач. Также был учтен зарубежный опыт применения подвижных минометных комплексов – как в локальных конфликтах, так и при построении мобильной обороны и защите государственной границы при помощи подвижных огневых групп на базе минометов с их интеграцией в систему разведки и обнаружения.
По итогам консультаций с военными нами были разработаны предложения по штатной структуре минометной батареи на базе комплекса UKR-MMС. Такая батареи включает командование, взвод управления и разведки, два минометных взвода. взвод управления и разведки включает отделение разведки с беспилотным авиационным комплексом и средствами передового обнаружения и отделение разведки и корректировки огня, оснащенного средствами передового обнаружения и передачи данных. Каждый минометный взвод включает три комплекса UKR-MMС и отделение подвоза боеприпасов. Общая численность батареи – 24 человека. Всего – 11 мобильных машин, из которых 6 – непосредственно боевой комплекс UKR-MMС.
- Недавно упоминание о проекте UKR-MMС вызвало целый «ворох» публикаций в интернете. Особенно после того, как ряде СМИ появились публикации, например, под названиями «ГП «Укроборонсервис» приобрело у испанской компании Everis Aeroespacial у Defensa S.L.U. 120-мм самоходный миномет Alakran для создания UKR-MMS». При этом при оперируя сканами контрактов с грифом «конфиденциально». Каковы последствия?
- Действительно, в последние дни в информационных просторах появилось множество статей, постов и перепостов на тему мобильного миномета, точнее мобильного минометного комплекса и участия в его создании ГП «Укроборонсервис». В этом потоке существует подмена понятий, нарушающая реальную картину. Во-первых, закуплена всего лишь отдельная составляющая система, а не мобильный миномет, и уж тем более не мобильный минометный комплекс целом. Во-вторых, приобретен специально разработанный опытный образец системы, отличный от существующей системы Alakran. В-третьих, запутанное указание стоимостных характеристик в публикация привело к некорректному, далекому от реальности, представлению о структуре цены мобильного комплекса в целом.
Согласно Контракту и соответствующему объявлению о намерениях сказано о закупке «системы UKR-MMS» для использования уже в составе комплекса UKR-MMC, который является совместной разработкой и логическим продолжением наших более ранних наработок. То есть, в действительности речь идет о приобретении конкретной системы, как части UKR-MMS, а никак не о покупке целого самоходного миномета. Хотя данная система использует отдельные элементы системы управления Alakran, в ней реализован ряд оригинальных совместных решений. Система UKR-MMS является лишь совместным опытным образцом для испытаний и потому поставлена по специальной цене. Также у нас есть намерение приобрести и систему Alakran, на указанных в объявлении условиях, но это, на сегодня только наше желание. Состоится данная сделка или нет – вопрос предстоящих переговоров.
- Повлияет ли на их исход опубликование конфиденциальных документов?
- Да, на контракте стоит отметка «Конфиденциально», и публикация копии такого документа, принадлежащего третьим лицам – вопрос этических и моральных принципов публикующего. Но в данном случае эта история – оборотная сторона нашей порой чрезмерно прозрачной системы закупок. И в этой связи отдельные процедуры системы закупок могут нести угрозу для срыва тех или контрактов, важных для нашей обороноспособности. То, что в российских СМИ, а потом - и в отечественных, начали появляться утверждения, что «… по мнению экспертов, такая техника может быть эффективна … и способна усилить боевые возможности ВСУ…», «…будет востребованным летальным оружием…», «система практически неуязвима …» и т.д. конечно, может, укреплять нашу уверенность в том, что с нашими минометными проектами мы движемся в правильном направлении. Но, как вы знаете, в наиболее острый период противостояния на востоке Украины в 2014 г. не все страны не спешили реагировать на наши просьбы по поставках тех или иных систем вооружения и техники, соблюдая некий нейтралитет. Эти риски сегодня тоже существуют. Поэтому, с учетом прошлого опыта, расслабляться не будем.
- Когда мы увидим комплекс «вживую», в новом облике?
- Ваше агентство и журнал Defense Express, обещаю, будут первыми, где появятся фотографии нового комплекса. В ближайшее время комплекс начнет этап ведомственных испытаний. Интерес к нему проявляют все наши силовые ведомства. Мы заинтересованы идти им на встречу и оснастить нашу армию и другие структуры действительно эффективным оружием. Также параллельно ведутся переговоры с рядом зарубежных покупателей. Широкой публике комплекс планируем показать на выставке «Зброя та безпека-2017».
Сергей ЗГУРЕЦ,
директор ИКК «Defense Express