180607 innovaziiЯк зараз вирішується питання з оснащенням Збройних Сил новими засобами зв'язку? Якими є темпи переозброєння на новітні засоби, як “цифра” перемагає “аналог”? Які закордонні та українські компанії долучені до цього процесу? Які перспективи? Відповіді на ці питання – у спеціальній темі під рубрикою “Військовий зв'язок. Трансформація» журналу Defense Express № 3 за 2018 рік, який передплатники вже отримали та ознайомились.

 

З огляду на актуальність зазначеного питання як для Збройних сил України, так і для обороноздатності країни в цілому, оприлюднюємо зазначені матеріали для широкого загалу. Сьогодні – інтерв’ю з директором департаменту оборонних технологій компанії «Everest» Дмитром Люліним.  

180607 DL

Д м и т р и й  Л ю л и н

Директор департамента оборонных технологий компании «Everest»

 

«Мы хотим, чтобы наша армия была сильной и умной. Новые технологии требуют совсем иного отношения и к человеку, и к военной технике. Нужно создать условия для того, чтобы мы имели свой отечественный базис для решения интеллектуальных задач в военной области. Это важнее, чем просто «железо», каким бы совершенным оно ни казалось на первый взгляд». Об этом в интервью журналу Defense Express заявил директор департамента оборонных технологий компании «Everest» Дмитрий Люлин.

 

 

  

Точки отсчета

 

- Компания «Everest» выполняет ряд проектов, которые напрямую касаются повышения обороноспособности страны. Это проекты по автоматизации, развитию и эффективному использованию телекоммуникационных систем военного назначения. Минимизация рисков в этих технологичных секторах требует соответствующего опыта и знаний. Поэтому сначала хочу спросить, на чем у вас базируется интерес к этой сфере?

- Я военный связист в третьем поколении. Мой отец и дед в свое время заканчивали, как и я, нынешний Военный Институт Телекоммуникаций и Информатизации имени героев Крут. За время прохождения службы прошел путь от командира взвода командно-штабных машин до заместителя начальника Научного центра связи и информатизации по научной работе. Во время службы в Научном центре моя работа была тесно связана с международной деятельностью, сотрудничеством и обменом опытом с НАТО, а также участием в различных международных проектах в области систем связи и информатизации. К сожалению, Министерством обороны финансирование на развитие систем связи с целью ее приведения к выдвигаемым на тот момент техническим и технологическим требованиям не выделялось. Как не уделялось должного внимания тому, насколько динамично развиваются новые технологии, куда движется военный мир в области связи и чем в итоге обернется для интересов страны наша медлительность.

 

- Одним из наиболее крутых мероприятий международного уровня в области военной связи и автоматизации являлись многонациональные учения подразделений войск связи Комбайнд Эндевор. В них до начала агрессии России против Украины принимали участие страны НАТО и страны-партнеры НАТО. Фактически, это была открытая демонстрация возможностей каждой страны – как ее технологического уровня, так и командных, программных решений. Как я знаю, вы не раз принимали участие в этих учениях. Как выглядела на них Украина?

- Да, действительно, эти учения проводились с 1997 года под эгидой Европейского командования США. За свою историю Комбайнд Эндевор превратились из учений, направленных на обеспечение совместимости оборудования на аппаратном уровне, в учения, где тестировалось взаимодействие информационных систем участников. Все интерфейсы согласованы, все знают на опыте предыдущих учений, что, как и с кем сопрягать. Хочу отметить довольно высокий уровень подготовки наших военных специалистов. За историю проведения учений они не раз оказывали помощь как делегациям стран СНГ, так и представителям европейских стран и США, за что неоднократно были поощрены руководством учений.

 

180607 innovazii 2

 

При этом украинская делегация долгие годы приезжала фактически с одним и тем же набором оборудования, предоставленного в свое время США в качестве помощи по программе FMF. Я считаю, что американцы, которые организовывали эти учения, приобрели колоссальный опыт за небольшие деньги, которые вкладывали в организацию проведения этих учений, сопутствующих конференций, планирование. Велась очень детальная и чёткая база данных по оборудованию, информационным системам каждой страны, где все участники заполняли сопроводительные документы до каждого коннектера: что, с чем, как соединяется, какие протоколы ходят, какие полные характеристики оборудования выкладывались. Они собрали всю информацию, которая была им нужна, и имели чёткую полную картинку по потенциалу всей Европы.

 

- По каждой стране и каждой компании?

- И по союзникам, и по будущим противникам, потому что в учениях участвовало до 43 стран. Фактически учения проводились в формате командных учений с симуляцией полномасштабных боевых действий, даже с имитацией применением ядерного оружия. Каждая странна отрабатывала эту задачу в национальной информационной системе тактического и оперативного уровня.

 

-   То есть, фактически, была видна динамика развития военных технологий в области телекоммуникаций и информатизации, и наше отставание стало настолько явным, что, по большому счёту, военное руководство должно было принять решение о том, как нам переоснащаться, чтобы соответствовать этим мировым трендам?

- Да. К 2012-2013 г. стало ясно, что создать высокотехнологичное производство, способное выпускать телекоммуникационное оборудование, соответствующее современным требованиям и потребностям Вооруженных Сил, самостоятельно в Украине некому. При этом следует учитывать, что для создания и внедрения систем тактического уровня необходимо построить цифровую помехозащищенную шифрованную сеть радиосвязи, которая позволит осуществлять обмен данными в интересах такой системы.

 

- Какие были сделаны выводы?

- В главном управлении связи и информационных систем началась работа по выбору иностранного поставщика, оборудование которого максимально соответствовало бы критериям, выдвигаемым Вооруженными Силами Украины.

 

-  К этому времени у Минобороны уже было понимание, какие радиостанции, с какими характеристиками необходимы нашей армии?

- Да. Учитывая плотную работу в рамках программы FMF с США и принимая во внимание тот факт, что радиостанции корпорации «Харрис» считаются одними из лучших в мире, в качестве базовых требований к своему оборудованию выдвигались требования с учетом технических характеристик последних разработок корпорации «Харрис». И, конечно, мы все свои усилия направляли на изучение технических характеристик и возможностей самих радиостанций «Харрис». Всё остальное было относительно закрыто. Даже на тех же учениях каких-то серьёзных презентаций оборудования не проводилось. В основном делался упор на информационное направление, информационные системы. Производители демонстрировали их очень активно, потому что это было перспективное направление. И потребность в них все чувствовали и пытались удовлетворить, все, кроме нас.

 

Новина по темі: ОРІЄНТОВНО ДО 2020 РОКУ ВСІ БОЙОВІ ЧАСТИНИ ЗСУ ПЛАНУЄТЬСЯ ПЕРЕОЗБРОЇТИ НА СТАНЦІЇ ASELSAN ТА HARRIS

 

- Были заявления, что Минобороны разработало завышенные требования к радиостанциям.

- Характеристики разрабатываемых образцов должны быть лучше, чем перспективные образцы предполагаемого противника – такое требование записано в ГОСТах, которые остались со времен Советского Союза.

 

Уроки войны

 

- Почему переоснащение войск связи игнорировалось в украинской армии? Есть ответ, зная ситуацию изнутри?

- Это сложная совокупность факторов. Наверное, самый сложный фактор – это отсутствие финансирования. Все мы помним, как финансировались Вооружённые Силы, когда на протяжении десятка лет это был бюджет проедания, и ни о каком развитии речи не шло, в принципе, вообще. Сейчас мы понимаем, почему. Потому что в руководстве Вооружённых Сил стояли люди, которые работали не на нашу страну и были совсем не заинтересованы в том, чтобы мы развивались. А, наоборот, работали над тем, чтобы ограничить оборонный бюджет и максимально разграбить и обезоружить нашу армию. Поэтому в 2014 году мы оказались в ситуации, когда фактически связи у нас не было. Остались аналоговые радиостанции времен Советского Союза.

 

-   Мы, фактически, оказались и без радиостанций, и без систем защиты…

- Да, оставалось работать на имеющихся радиостанциях и только в открытом режиме. Проблема была реальная. Денег не было. Поэтому, с учетом ограниченного бюджета, военным пришлось выбирать из решений двойного назначения для того, чтобы максимально покрыть потребности уже воюющих подразделений управления. Таким образом, военные решили минимальные потребности по обеспечению связи. Но возникла необходимость решать другую проблему. Это отсутствие средств ППРЧ в радиостанциях. Поэтому снова остро встал вопрос переоснащения армии надежными, помехозащищенными системами связи.

 

180607 innovazii 3

 

На тот момент я уже работал в компании «Everest». Президент компании Юрий Чубатюк, понимая важность и насущность проблем, стоящих перед войсками связи, принял решение о создании в структуре компании подразделения, ориентированного на разработку и производство оборудования для сектора обороны государства. Профессиональная компетенция и опыт компании уже тогда позволяли освоить это направление. За довольно короткий промежуток времени совместно с руководством войск связи были оценены и проанализированы состояние развития и уровень технологий нескольких ведущих иностранных производителей телекоммуникационного оборудования.

 

Новина по темі: “НОВІ ТЕХНОЛОГІЇ ВІД ASELSAN ТА EVEREST ЗНАЧНО ПОСИЛЯТЬ ПОТЕНЦІАЛ УКРАЇНСЬКОЇ БРОНЕТЕХНІКИ ” - КЕРІВНИК КОМПАНІЇ EVEREST ЮРІЙ ЧУБАТЮК

 

- Именно с этого периода, как я понимаю, вопросы и проекты военной связи вошли в арсенал деятельности «Everest», который традиционно воспринимался как IT-компания.

- Да, в компании было сформировано конструкторское бюро. Начался выпуск серии телекомуникационного оборудования собственной разработки. Были установлены партнерские отношения с несколькими ведущими мировыми производителями телекомунникационного оборудования и программного обеспечения военного назначения. Вёлся серьёзный диалог с производителя- ми относительно условий, пожеланий, возможностей взаимодействия, дальнейшего сотрудничества. Проверялась гибкость производителей, насколько они готовы удовлетворять потребности украинской стороны.

Центр тяжести знаний

 

-   Каковы задачи департамента оборонных технологий компании «Everest» на текущем этапе и на ближайшую перспективу?

- Компания «Everest» - самостоятельный влиятельный участник на рынке оборонных180607 innovazii 4 технологий в сфере автоматизации, информатизации и связи. У нас есть партнёрские отношения с ведущими зарубежными компаниями не только в сфере радиосвязи, но и в сфере информационных технологий и систем. Да, нам интересно, поддерживать, развивать отношения с нашими партерами как по вопросам R&D, так и по сервису, обслуживанию, монтажу, интеграции оборудования зарубежных производителей. Но мы обоснованно претендуем на большее, чем только направление радиосвязи.

 

Имея собственное конструкторское бюро, мы в интересах Вооружённых Сил Украины ведём разработки в области автоматизированных систем управления. Мы также работаем в направлении развития в армии интеллектуальных систем для создания более умной армии. Это роботизация, беспилотные системы, системы для их управления, проекты по средствам и комплексам радиоэлектронной борьбы. Мы также уделяем время созданию систем, связанных с искусственным интеллектом. При этом ведутся работы по модернизации бронетехники с применением зарубежных средств связи.

 

180607 innovazii 1

 

– Будет ли основой для реализации других проектов, которые реализует компания «Everest» уже приобретенный опыт?

– Мы уже имеем планы разработки системы автоматизации бронеобъектов, имеем планы и наработки в области систем управления боем. В ближайшее время мы представим на испытания систему, которая, среди прочего, включает защищённый тактический планшетный компью- тер собственного производства, который будет отвечать требованиям военных натовских стандартов.

 

Публікація по темі: ПЕРЕОЗБРОЄННЯ ЗСУ НОВИМИ СИСТЕМАМИ ЗВ’ЯЗКУ: РЕАЛЬНІСТЬ ТА ПЕРСПЕКТИВИ

 

Есть ли в Украине потенциал для решения таких амбициозных задач?

Нужно работать над тем, чтобы создать базис, с которого можно заявлять об амбициях. На государственном уровне, к сожалению, это не делается в том масштабе, который необходим для страны. На частном уровне мы это делаем. Мы видим, куда можно приложить усилия, где можно принять своевременное решение, которое будет соответствовать современным требованиям и решит насущные потребности нашей армии, улучшит управляемость, повысит боевую эффективность применения систем оружия. На протяжении четырёх лет за счет прибыли из других, коммерческих направлении компания «Everest» инвестирует, честно говоря, в не очень прибыльное оборонное направление. Это непросто. Именно поэтому многие ведущие отечественные IT-компании разочаровались в перспективах работы с военным ведомством. Мы же, несмотря на все проблемы, уверены в том, что через достаточно короткий промежуток времени армия будет просто обязана применять, адаптировать инновационные решения. Без этого двигаться вперед будет просто невозможно. И тогда компания «Everest» обеспечит еще большую помощь и поддержку нашим Вооруженным Силам.

 

Расспрашивал Владимир ТКАЧ,

специально для Defense Express

 

Публікація зі спецтеми «Військовий зв'язок»:

 

ВІЙСЬКОВИЙ ЗВ'ЯЗОК: ТРАНСФОРМАЦІЯ

 

Публікації по темі:

 

ЕФЕКТИВНИЙ ЗВ'ЯЗОК — КЛЮЧ ДО УСПІХУ НА ПОЛІ БОЮ. ЧАСТИНА 1

 

ЕФЕКТИВНИЙ ЗВ'ЯЗОК - КЛЮЧ ДО УСПІХУ НА ПОЛІ БОЮ. ЧАСТИНА 2

 

П’ЯТЬ ПРОЕКТІВ, ЩО ПІДСИЛЯТЬ УКРАЇНСЬКУ АРМІЮ В НОВОМУ РОЦІ

! При використанні вмісту сайту обов’язковим є активне гіперпосилання на defence-ua.com, що не закрите від індексації пошуковими системами

Переклад

ukarzh-TWenfrdeitptrues